Готовность к школе | Одесский частный учебно-воспитательный комплекс «Общеобразовательная школа I ступени — дошкольное учебное заведение «Нарния »

Готовность к школе

Психологическая готовность ребёнка к школьному обучению

Ваш ребёнок вот-вот станет учеником и Вы этим очень обеспокоены, но не меньше Вашего, тревожится малыш, который сейчас особенно нуждается в Вашей поддержке. Одним из важных показателей готовности ребёнка быть учеником является психологическая готовность к школе, которую необходимо определять для того, чтобы помочь ребёнку благоприятно вступить в такую важную, новую сферу его развития как школьная жизнь.

Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. 

Интеллектуальная зрелость — это способность концентрировать внимание, способность уловить основные связи между явлениями (аналитическое мышление); это дифференцированное восприятие (например, умение выделить фигуру из фона), умение воспроизводить образец, а, также, достаточный уровень развития зрительно-моторной координации. Критерием интеллектуальной готовности является, также, развитая речь ребенка. Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Эмоциональная зрелость — умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться, а также способность исполнять роль ученика. Всё перечисленное является психологической готовностью к обучению в условиях школы. Это — тот фундамент, на котором строятся знания и умения. Если нет фундамента, которым является сформированность перечисленных категорий, то надстройки в виде полученных знаний, умений и навыков (обучение счету, чтению и пр.) будут рассыпаться, как карточный домик.  Ребенок, который не готов к школьному обучению, не может сосредоточиться на уроке, он часто отвлекается, теряет нить объяснения, не в состоянии включиться в общий ритм работы класса.

К 6 годам данные компетенции адекватно ещё не сформированы, поэтому 6-летние дети могут иметь больше трудностей в процессе обучения, нежели 7-летние. Бывает такое, что 6-летний ребёнок многим учителям кажется намного успешнее 7-летнего, а на самом деле речь идёт не о готовности к школе как таковой, а о высоком уровне развития познавательной сферы,  способностей у этого 6 летнего ребёнка. Но психологически готовым чаще будет ребёнок 7 лет.

В связи с этим мы рекомендуем Вам ознакомиться с критериями психологической готовности к школе, в соответствие с которыми

Ребёнок:

— добровольно хочет идти в школу и среди причин выступают интерес к школьной жизни, к получению новых знаний; он понимает важность и необходимость учения;

— легко вступает в контакт со сверстниками и взрослыми, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признаёт авторитет взрослых;

— умеет принять учебную задачу, внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание;

— уверенно владеет карандашом, ножницами, рука развита хорошо, умеет штриховать, раскрашивать, не выходя за края, работать по образцу;

— умеет правильно определять выше-ниже, вперёд-назад, слева-справа;

— может правильно перенести в тетрадь графический образ – узор, фигуро – зрительно воспринимаемый на расстоянии (книга, доска);

— способен находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умеет правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам;

— способен удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15 – 20 минут;

— умеет правильно произносить все звуки и различать их на слух, употреблять разные части речи точно по смыслу, использовать в речи слова противоположные и близкие по значению;

— умеет отвечать на вопросы и задавать их, передавать, пересказывать содержание литературных текстов, составлять рассказы о предметах (по плану, по картинке);

— имеет элементарные представления о величине, цвете, форме, пространственном расположении, времени, временах года;

— способен управлять своими эмоциями, поведением, выполнять инструкции, соблюдать правила;

— владеет элементарными навыками самообслуживания, личной гигиены, умеет самостоятельно одеваться и раздеваться, застёгивать пуговицы, завязывать шнурки;

— в целом ребёнок здоров, физически развит, изменились его пропорции тела, начали меняться зубы; он может коснуться уха противоположной рукой; развита координация движения: может подбросить мяч, словить его, сохранять равновесие, прятать на одной ноге, стоять и ходить на цыпочках; может повторять движения за вами.